Продолжение темы либидо

Латинский термин «либидо», «желание», используется в психоанализе в различных значениях: по Фрейду он указывает на форму жизненной энергии, которая представляет собой психический аспект сексуального влечения. Это влечение направлено на себя или внешний объект. По Юнгу он приобретает более широкий смысл, представляя себя как психическую энергию в целом. Как импульс, не сдерживаемый моральными или другими проявлениями, который включает в себя как сексуальность, так и другие потребности, аппетиты, аффекты.

Концепция либидо как жизненной силы, стремления к желанию, очень древняя. Но только с Фрейдом она получает полноту исследований. Врожденные элементы (темперамент), экологические определения и биографические события способствуют формированию энергетического наследия. Либидо не имеет секса, но, поскольку оно активно, Фрейд считает его мужчиной: «Реализация биологической цели фактически возложена на агрессивность мужчины и в определенных пределах оказывается независимой от согласия женщины», 1933 год.

Теоретически, понятие либидо служит для поддержания единого субстрата. Но то, что Фрейд считает неоспоримым, это сексуальный характер либидо. Юнг, например, утверждал о существовании единой общей энергии, от которой затем отделяется сексуальная энергия. Фрейд также придет к признанию десексуализации либидо в результате сложных психических процессов. Прежде всего, ни одно человеческое общество не может позволить людям спонтанно выражать свои либидные  импульсы свободно и безоговорочно. При этом не достаточно внешнего сдерживающего фактора. Внутри каждого из нас часть либидо должна сдерживаться и обрабатывать те сексуальные и агрессивные энергии, которые могут разрушить общее сосуществование. Результатом является неизбежный психический конфликт, состояние невротического несчастья, которое Фрейд считает неотделимым от состояния человека. Но в дополнение к коллективной безопасности, цивилизационный процесс требует все более сложной культурной проработки. Поэтому часть сексуального либидо должна быть отвлечена от его конкретной цели — спаривания — для достижения общественно полезных и культурных целей.

В художественном творчестве, в интеллектуальной деятельности, в проектах, которые выходят за рамки индивидуума, либидо удаляется от телесных источников, нейтрализует себя, сохраняя свои корни влечения. Этот процесс, которому Фрейд дает название сублимации, требует, чтобы часть энергий была удалена из сексуальной плоскости и затем повторно спроецирована на общественно полезные объекты.

Основными условиями, которые вызывают изъятие либидо из предметов, являются сон, болезнь, старость. В подреберье чрезмерное вложение либидо в один орган вызывает сильное возбуждение, воспринимаемое как боль (следует помнить, что в соответствии с постулатом энергии Фрейда накопление энергии вызывает болезненные ощущения, а расслабление вызывает благополучие, 1895). Позже Фрейд приходит к теории о том, что между влечениями жизни и смерти, между Эросом и Танатосом, существует источник существования каждого организма, 1920. В то время как Эрос стремится объединяться, чтобы всегда создавать новые единицы, Танатос делится, и вся жизнь разворачивается как соединение этих двух космических сил.

Чтобы понять функцию либидо в психическом аппарате, мы должны связать его с функцией влечения, которая заставляет организм тянуться к цели. Согласно Фрейду, источником инстинкта является соматическое возбуждение, его цель — подавление этого напряжения. Энергетический заряд, который питает весь процесс, — это либидо. Влечение спонтанно стремится к удовольствию.

Первоначально, в оральной фазе либидо концентрируется вокруг рта ребенка, и сексуальное влечение удовлетворяется, полагаясь на жизненно важную функцию питания. Однако оно постепенно отделяется от него, и удовольствие преследуется само по себе, когда, например, ребенок сосет палец. Это первый опыт удовлетворения и, следовательно, сохраняет символическую ценность на протяжении всей жизни. Фактически, мы находим это в удовольствии от еды, поцелуев, курения, в то время как некоторые метафоры, такие как «Я бы съел тебя с поцелуями», относятся именно к постоянству устных фантазий даже в зрелом возрасте.

Наконец, последняя фаза генитальности соответствует признанию половых различий и специфики. Либидо, окончательно сконцентрированное на области гениталий — то есть фаллосе для мужчин, влагалище для женщин — адресовано гетеросексуальному партнеру за пределами семейного круга. Однако, предыдущие фиксации в ротовой и фаллической областях не исчезают полностью. Они преобладают в извращениях и остаются, хотя и во вторичном положении, даже в так называемых нормальных отношениях.

В дополнение к основным эротическим областям либидо может распространяться по всей поверхности тела (как это происходит с женской сексуальностью) или концентрироваться в любой другой части. Вложенный в глаза, во взгляд, он оживляет объемные импульсы, которые могут удовлетворить себя в наблюдениях или сублимировать себя в высшем знании. Количество, качество и способ использования поставляемых энергий составляют стиль, свойственный каждой личности.

В сбалансированном организме либидо является жидким, но не анархичным, хорошо разделенным между влечениями жизни и смерти, между любовью к себе и к другим. Зрелый человек — тот, кто может использовать все свои ресурсы, сдвигая либидные позывы в соответствии с требуемыми показателями. Он способен любить, работать, фантазировать и творить: действия, которые больше, чем другие, представляют собой реализацию человеческой жизни.

Экспертный центр интим-сайта na-viezd.ru